Jump to content

Наш космос


Tremere

Recommended Posts

В ближайшие дни должен состояться запуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома Восточный. По предварительным данным, он запланирован на 9-е число, но в целом ранее называлось стартовое окно с 6 по 10 апреля. Очевидно, «Роскосмос» хочет приурочить событие ко Дню космонавтики, и это отнюдь не рядовой старт. Для России он важен сразу по двум причинам: из-за места запуска и из-за его объекта.

 

raketa-nositel-angara-a5--500x281.jpg

Ракета-носитель "Ангара-А5" на космодроме Восточный

 

Примет эстафету тяжеловозов

 

Внимание к «Ангаре» было приковано по крайней мере последние 10 лет. В 2014-м «Роскосмос» начал испытательные полеты обеих рабочих модификаций этого семейства: легкой «Ангары-1.2» и тяжелой «Ангары-А5». Средний класс ракет, в том числе пилотируемых, сегодня полностью закрывается «Союзами». Штатные запуски легкой ракеты начались (и пока закончились) в 2022 году, когда «Роскосмос» вывел на орбиту два спутника по заказу Минобороны.

 

Теперь же все внимание приковано к «пятерке» – ракете, которая должна сменить «Протон» в роли единственного грузового тяжеловоза в России. О закрытии этого проекта Дмитрий Рогозин (тогда глава «Роскосмоса») говорил еще в 2018-м, а официально об окончании эксплуатации «Протонов» в 2025 году было объявлено ровно год назад. Причина – токсичность гептилового топлива, на котором летает «Протон». «Ангара-А5» заправляется керосиновым, что намного более щадяще для экологии. Но вероятно также, что разработанная еще в середине прошлого века и модифицированная до «Протона-М» более 20 лет назад ракета попросту устарела.

 

Для России сегодня как никогда критично не терять темпы «тяжелых» запусков. Их заказчиками традиционно выступают не только военный, но и гражданский сегменты. В частности, именно тяжелыми «Протонами» на орбиту выводились модули «Мира» и МКС, включая запущенную в 2021 году «Науку».

 

«Ангаре-А5» предстоит принять эстафету. С 2027 года «Роскосмос» рассчитывает начать выводить новую Российскую орбитальную станцию (эскиз РОС был согласован корпорацией аккурат перед демонстрационным запуском ракеты). Все перспективные полеты к Луне, Марсу и другие заметные космические миссии тоже лягут на плечи «Ангары-А5» и ее будущих модификаций.

 

raketa-nositel-angara-a5.jpg

Ракета-носитель "Ангара-А5" на космодроме Восточный

 

Планы по запуску РОС на «Ангаре-А5» через три года весьма амбициозны: столько же времени (чуть меньше) отделяет сегодняшний день от предыдущего запуска ракеты. В прошлый раз она стартовала в конце 2021-го, а всего ракету запускали трижды: вначале в 2014-м и затем в 2020-м. Во всех случаях «Ангара-А5» летала без полезной нагрузки, поскольку это были летные испытания. Все пуски были успешными, один – частично, из-за некорректно сработавшего разгонного блока (сама ракета отработала на 100%). Предстоящий полет тоже станет тестовым и демонстрационным, но что важно: в отличие от предыдущих запусков, он будет осуществляться с совершенно новой площадки.

 

«Амур» на «Восточном»

 

Все три запуска «Ангары-А5» (как и все старты легкой «Ангары-1.2») проводились с космодрома Плесецк. «Протоны», в свою очередь, вылетают с Байконура: актуальный договор аренды с Казахстаном у России действует до 2050 года. Казалось бы, уже есть площадки для российских тяжелых запусков – зачем еще одна?

 

Что касается Байконура, то здесь все просто: что бы там ни было с арендой, это все же территория другого государства. Даже несмотря на созданную инфраструктуру (включая сложную логистическую), сейчас идет явная консолидация всех стратегически значимых направлений внутри страны – насколько это возможно. А значит, для России важно выходить в космос со своей территории, как, например, это делают США, Китай и Индия.

 

Что ж, внутри страны есть Плесецк, откуда уже успешно и неоднократно запускалась тяжелая «Ангара», – почему бы не ограничиться им? Есть как минимум две веские причины. Первая – это военный космодром, а значит, служит военным задачам. Конечно, Минобороны остается одним из заказчиков тяжелых запусков и заинтересован в «Ангаре-А5», однако о стартах в интересах гражданского сектора (особенно иностранного, если речь о перспективе сотрудничества с другими государствами) говорить не приходится.

 

Но даже если бы этот аспект можно было проработать, с географическими реалиями тоже придется считаться. В отличие от Восточного, Плесецк расположен в стороне от экватора – линии, откуда эффективнее всего запускать ракеты за счет использования вращения Земли. Запуски с Восточного будут и дешевле, и позволят использовать меньше топлива, за счет этого повышая полезную нагрузку.

 

Космический ракетный комплекс (КРК) для запуска тяжелых ракет строится на Восточном в рамках второй очереди с середины 2019 года. Он изначально заточен под «Ангару» и до недавнего времени носил то же название. Но в последних пресс-релизах «Роскосмоса» уже фигурирует название КРК «Амур». Можно было бы предположить, что это сделано во избежание путаницы, но и тут неувязочка. Параллельно сейчас разрабатывается возвращаемая ракета «Амур-СПГ», которая по плану уже в конце десятилетия должна запускаться также с Восточного.

 

Как бы то ни было, в последние полгода на космодроме ведется активная подготовка площадки к первому запуску. В ноябре 2023-го для проверки систем КРК «Амур» на старт был вывезен макет ракеты – «Ангара-НЖ» (наземная жидкостная). По результату была начата подготовка к полноценному запуску, и под конец года туда привезли рабочую «Ангару-А5». Сейчас она уже собрана и на стартовом столе проходит последние этапы подготовки.

 

Как спасать космонавтов

 

Следующим логичным шагом в развитии Восточного и «Ангары» будет перенос пилотируемых полетов. Сейчас все российские запуски космонавтов и астронавтов проводятся ракетами средней тяжести «Союз-2.1а». Технически перенести их на уже работающих стартовый стол Восточного, откуда также запускаются «Союзы», несложно, но дорого.

 

Все дело в системе аварийного спасения (САС), которая устанавливается на пилотируемые корабли. В случае аварии она выхватывает капсулу с космонавтами и уносит подальше от ракеты, после чего аккуратно приземляет на парашютах. На Байконуре посадка происходит в степи, где провести спасательную операцию можно сравнительно легко и быстро. А вот после запуска с Восточного велика вероятность приводнения в Тихий океан. Значит, для постоянного контроля пилотируемых пусков потребуется поддержание не только летной, но и водной команды.

 

Соответственно, причина переносить пилотируемые запуски на восток России должна быть весомой. Этой причиной может являться «Орел» – разрабатываемый РКК «Энергия» уже 15 лет многоразовый корабль, который должен открыть новое поколение российской пилотируемой космонавтики. Он создается как раз под «Ангару», а значит, запускаться точно будет с Восточного. Но произойдет это еще минимум лет через пять – по последним сообщениям от «Роскосмоса» (от прошлого ноября), первые летные испытания перенесены на 2028–2029 годы.

 

Такая разная «Ангара»

 

Планируется, что у тяжелой «Ангары» будет несколько модификаций. Первая и, судя по всему, основная для большинства запусков – А5М (модифицированная). У нее усовершенствованные по сравнению с текущим поколением двигатели, позволяющие повысить грузоподъемность на несколько тонн. Вторая – А5П (пилотируемая), которая как раз и будет запускать космонавтов на «Орле».

 

Наконец, «Ангара-А5В» (водородная), которая сейчас находится в разработке. Поскольку в концепцию «Ангары» заложена модульная конструкция, разгонные блоки в ней могут быть взаимозаменяемыми. И эта версия ракеты предполагает замену одного керосинного разгонного блока на водородный. Это позволит повысить грузоподъемность ракеты примерно на 10 тонн и таким образом сделать ее альтернативой сверхтяжелым носителям. Что тоже важно, поскольку разработка «Енисея» (единственной российской ракеты этого класса в постсоветский период), которая была инициирована в 2017 году, с 2021-го заморожена из-за недостаточного финансирования.

 

Также на рубеже 2010–2020-х для «Ангары» разрабатывался концепт возвращаемого ускорителя. Проект предусматривал возможность возвращения первых ступеней ракеты (одной в случае с легкой «Ангарой-1.2» и четырех – с А5) на землю для повторного использования. В отличие от SpaceX, которые сажают свои ускорители вертикально за счет тех же реактивных двигателей, проект «Байкал-Ангара» предусматривал развертывание крыла на ускорителе и его возвращение и посадку по принципу самолета.

 

Еще один стартовый комплекс

 

Вероятно, проект возвращаемых ускорителей «Ангары» был заморожен, но сейчас ведется разработка альтернативы и заодно прямого конкурента американским возвращаемым ракетам SpaceX Falcon. Речь идет об «Амур-СПГ» (аббревиатура расшифровывается как «сжиженный природный газ», такое топливо будет применяться в ракете) – новом поколении ракет, которое должно сменить «Союзы».

 

Из сообщений руководства «Роскосмоса» следует, что работа над проектом активно ведется. Глава корпорации Юрий Борисов в интервью в феврале говорил, что РКЦ «Прогресс» занимается проектированием новой ракеты, а строительство стартовой площадки для нее «в ближайшее время перейдет в практическую плоскость».

 

zapusk-rakety-nositelya-sojuz-2.1b-s-kos

Запуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" с космодрома Восточный (архивное фото)

 

Это будет уже третья очередь Восточного. Сейчас, как в конце марта рассказал гендиректор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, профильное предприятие «Роскосмоса») Николай Нестечук, РКЦ «Прогресс» разрабатывает технический проект на создание стартового комплекса. В ноябре этого года этап планирования должен быть завершен, после чего будет выбрано место строительства. Вариантов два, и один из них предполагает частичное пересечение инфраструктуры со вторым стартовым комплексом, откуда полетит «Ангара-А5». Работы, если все пойдет по плану, начнутся в 2026 году.

 

https://profile.ru/scitech/angara-letit-s-amura-pochemu-predstoyashhij-raketnyj-zapusk-vazhen-dlya-rossijskoj-kosmonavtiki-1473333/

Link to comment
Share on other sites

Ракета «Ангара-А5» стартовала с космодрома Восточный.

Запуск прошел без проблем.

 

 

Link to comment
Share on other sites

Центр им. Хруничева ведет проекты по разработке возвращаемой ступени для тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5", а также для ракет легкого класса "Ангара-1.2", сообщил гендиректор центра Алексей Варочко.

"У нас есть несколько проектов: возвращаемая ступень ракеты "Ангары-А5", и по ракете-носителю "Ангара-1.2". Есть глубоко проработанный проект, и мы продолжаем над ним работать", - сказал Варочко в сюжете телеканала "Россия 24". 

По его словам, в новой программе будут вестись работы над возвращаемой ступенью для "Ангары" легкого класса. "Мы ведем экспериментальную отработку системы амортизации", - отметил он.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Антивор

Вид на полное солнечное затмение с орбиты.

 

Источник: т/к Наука

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...

Important Information